Психолог - учитель

  Добро пожаловать в

  МБОУ СОШ № 94    

 

Психолог - учитель

                               Адаптация ребёнка.

Под словом «адаптация» понимается приспособление организма к внешним условиям.

Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения. Ёе результатом может стать как адекватный механизм, приводящий к адаптированности,  обеспечивающей успешность последующей учебной деятельности, так и неадекватный механизм приспособления ребенка к школе (нарушение учебы и поведения, конфликтные отношения, психогенные заболевания и реакции, повышенный уровень тревожности, искажения в личностном развитии), приводящий к дезадаптированности ребенка.

В психолого-педагогической литературе выделяются 4 уровня приспособления ребенка в школе.

Адаптированность - дети с высоким уровнем развития мотивации и произвольности при отличной, хорошей, удовлетворительной успеваемости и адекватной самооценке;

Средний уровень - дети с высоким уровнем развития произвольности, недостаточной мотивацией (индифферентное отношение к школе) при отличной, хорошей и удовлетворительной успеваемости, адекватной самооценке

Низкий уровень - при внешней сформированности учебной деятельности, при хорошей и отличной успеваемости отсутствие интереса к школе, недостаточный уровень регуляции собственного поведения (произвольности), высокий уровень тревожности, связанный с неудовлетворенностью своим образом – Я, неадекватная самооценка, трудности в общении с окружающими

Дезадаптированность - дети с явными признаками сформированностями школьной дезадаптации, с очень низким уровнем развития произвольности и отсутствием мотивации удовлетворительных и неудовлетворительных отметок, с неадекватной самооценкой.

Заметим, что понятие школьной дезадаптации не распространяется на нарушения учебной деятельности, вызванные олигофренией, грубыми органическими расстройствами, физическими дефектами и т. д.

 

      Какие условия необходимы для начала процесса адаптации? Как адаптация превращается в дезадаптацию?

 Пусковым механизмом процесса адаптации является резкое изменение условий жизни или привычной среды, приводящее к рассогласованности внешних социальных условий и внутреннего отношения. Новые требования школьного обучения подчас превосходят возможности ребенка, изменяется состояние эмоциональной сферы, вызывая «неспецифическую» стрессовую реакцию организма. 

 К негативным факторам относятся различные варианты авторитарного стиля педагогического руководства, неправильная организация образовательного процесса и учебной деятельности.

      Практика психологического консультирования учащихся и их родителей показывает, что особенно часты жалобы на те или иные неправильные (или воспринимаемые как таковые) действия учителя, считающиеся причинами возникновения личностных и поведенческих нарушений у детей. Однако, как отмечают многие психологи, следует сводить школьную дезадаптацию к проблеме «плохого», «предвзятого», «злонамеренного» учителя. Ведь известно, например, что чувствительность детей к неправильному отношению учителя к ученику  неодинакова: компенсационные и психозащитные возможности детей очень велики и во многом зависят от внешкольных влияний на них и прежде всего от ситуации в семье, стиль родительского поведения, актуальный семейный климат считаются психологами едва ли не главной, а то и единственной причиной возникновения школьной дезадаптированности или хотя бы некоторых ее форм.

Неадекватные механизмы приспособления ребенка к школе, приводящие к дезадаптированности, развиваются по принципу «прочного замкнутого круга». Их формирование происходит, с одной стороны, на основе стойкой психотравмирующей ситуации, а с другой – недостатков в индивидуальном развитии ребенка, которые не позволяют ему вырабатывать адекватные новым условиям механизмы формы поведения и деятельности. И раз возникнув, они усугубляют имеющиеся у человека психические и соматические нарушения, приводя к еще большей дезадаптированности и дальнейшим отклонениям в развитии.

Таким образом, сталкиваясь с неудачами в жизненно важных для него сферах и не умея их предотвратить, ученики приобретают либо безразличное (индифферентное) к процессу обучения отношение, либо развивает в себе обычный тривиальный психологический комплекс.

Часто причиной возникновения психогенных нарушений являются не сами по себе промахи в деятельности школьников, а характер и степень их переживаний по поводу этих промахов. Получается, что каждый человек живет в своем «стрессовом фоне» социальной среды, проявляя как избирательную чувствительность к различным влияниям, так и определенно реагируя на них.

Учащиеся, для которых процесс адаптации наиболее актуален: 

u      Первоклассники – поступление в школу;

u      Пятиклассники – переход из начальной школы в среднее звено;

u      Десятиклассники – переход из среднего звена в старшие классы;

u      Новички.

 

           РЕКОМЕНДАЦИИ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

1. Классный руководитель знакомит родителей с современными педагогическими и психологическими знаниями не вообще, а применительно к данному коллективу, в связи с данными проблемами.
2. Классное собрание лучше проводить в форме беседы.
3. Родительское собрание, как правило, завершается индивидуальным консультированием родителей.
4. Классный руководитель предлагает родителям обсуждать и решать разнообразные педагогические ситуации.
5. Запрещается коллективно обсуждать недостатки и ошибки детей. Запрещается сравнивать одного ребенка с другим.
6. Родителей лучше приглашать на родительское собрание открыткой, с обращением по имени и отчеству, с обозначением обсуждаемых тем. 7. Приглашенные на собрание учителя согласовывают с классным руководителем тональность и направленность своих выступлений.
8. Классное родительское собрание категорически необходимо отменить, если учитель плохо знает детей, не готов к беседе с их родителями.

Тест. «В порядке ли у вас нервы?»

При нашей напряженной жизни порой бывает трудно сохранить спокойствие. Но лучше все-таки не распускаться, ведь легче от этого не станет. Оцени свое нервное состояние. Выбери на каждый вопрос один из трех вариантов ответов: «очень», «не особенно» или «ни в коем случае». Раздражает ли тебя:

1. То, что газета, которую тебе дали прочитать, оказалась мятой?
2. То женщина не первой молодости пытается одеться как молоденькая девица?
3. Чрезмерная давка в трамвае в час пик?
4. Курящая на улице женщина?
5. Кашляющий в вашу сторону и не закрывающий при этом рот?
6. Человек, грызущий ногти?
7. Когда кто-то часто смеется невпопад и не к месту?
8. Когда кто-то постоянно старается тебя поучать?
9. Когда кто-то назначает тебе свидание и опаздывает?
10. Когда сосед в кинотеатре вертится и вслух комментирует фильм?
11. Когда кто-то пересказывает тебе роман, который ты собираешься посмотреть?
12. Когда тебе навязывают или дарят совершенно ненужные предметы?
13. Когда кто-то громко разговаривает в общественном месте?
14. Когда кто-то использует слишком сильные духи?
15. Человек, активно размахивающий во время разговора?
16. Собеседник, часто употребляющий иностранные или нецензурные слова?

Из трех возможных вариантов ответов на вопросы теста ответ «очень» будет стоить 3 очка, «не особенно» -1 очко, «ни в коем случае» - 0 очков.
Если вы набрали более

45 очков -
Вы не относитесь к числу спокойных и терпеливых людей. Вас раздражают даже пустяки, вы вспыльчивы и легко выходите из себя. Это не только расшатывает вашу нервную систему, но от этого страдают и окружающие. Вам нельзя выбирать профессию учителя- детям так же тяжело с вами, как и вам с ними.

45-30 очков - Быть терпеливым вам удается, но с большим трудом и путем больших нервных затрат.

29-18 очков - Вы из самой распространенной группы людей, которых раздражает что-то конкретное и неприятное. Вы умеете находить выход из таких ситуаций, не злопамятен, легко забываете и прощаете ошибки людей.

17-9 очков- Вы весьма терпеливы. Вас нелегко вывести из равновесия, вы спокоены и рассудителены.

8 и менее очков -Это уже не просто терпение, а абсолютная эмоциональная замороженность.

  А есть ли проблема?

 

Отклонения в детском поведении бывают двух видов: в виде нарушений и в виде расстройств.

Именно поэтому один из наиболее часто встречающихся вопросов родителей звучит так:
"Как  отличить нарушение поведения ребенка от расстройства поведения?"

Давайте рассмотрим эти понятия немного подробнее...

К общим признакам нарушения поведения относятся:

  • кратковременность
  • наличие у ребенка автокоррекции
  • быстрый эффект от "воспитательных мер" или наказания
  • стойкий положительный эффект в дальнейшем

При наличии общих признаков нарушение поведения может иметь различные формы, например:

1. нарушения поведения, ограничивающиеся только семейным окружением.

2. нарушения поведения на фоне плохих взаимоотношений с группой сверстников, отвержение или изоляция.

3. нарушения поведения на фоне нормальных отношений со сверстниками, проявляющееся в различных ситуациях, дома и вне его и т.д.

Нарушение поведения часто являются проявлениями упущений в воспитательном процессе, отражением не совсем здорового микроклимата в семье или детском саду, школе. Выявленные своевременно, они обычно не требуют специальной коррекции, но это совсем не означает, что им не следует придавать значение и уделять внимание.
Дело в том, что одной из основных особенностей человеческой психики является способность к образованию стойких поведенческих стереотипов. Проще говоря, нарушения поведения закрепляются и довольно быстро трансформируются... в расстройства!

В отличии от нарушений поведения - поведенческие расстройства представляют собой повторяющееся и стойкое поведение при котором нарушаются или основные права людей или важнейшие, соответствующие возрасту, нормы и правила.

Такое поведение наблюдается, по меньшей мере, несколько месяцев и включает в себя, (например), следующие общие критерии (симптомы):

1. Ребенок \ подросток проявляет для своего возраста необычно частые или тяжелые вспышки гнева.

2. Часто спорит со взрослыми.

3. Часто активно отказывается выполнять требования взрослых или нарушает их правила.

4. Намеренно делает вещи, которые досаждают другим людям.

5. Часто обвиняет других в своих ошибках или поведении.

6. Часто обидчив или ему легко досадить.

7. Часто сердится или негодует.

8. Часто злобен или мстителен.

9. Часто обманывает или нарушает обещания для получения выгоды или уклонения от обязательств.

10. Часто затевает драки.

11. Проявляет физическую жестокость по отношению к другим людям или животным.

13. Преднамеренно разрушает чужую собственность.

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 24.09.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения